Советы дефектолога Гончаровой А.Б.

 

Гончарова Алина Борисовна,

учитель-дефектолог.

 Образование: высшее, окончила 

 ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет»,

             направление подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Общий педагогический стаж: 1 год.     

С 2022 г. — учитель-дефектолог в МДОУ № 76 г. Сочи

 

 ЗПР, причины ее возникновения?

              ЗПР значит – задержка психического развития, но это также говорит о том, что к определенному возрасту, при квалифицированной коррекции развития и воспитания ребенок достигает уровня психического развития своих сверстников в норме, то есть – это более благоприятный диагноз из тех, что связаны с психическими нарушениями развития.  У большинства деток наблюдается полиморфная (комплексная) клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки самоорганизации, целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических  расстройств (ММД). Развитие мозговых структур и связей между ними отстает от возрастной нормы. Но  у этих деток нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми детьми.

Что такое —  психическое развитие? В это понятие входит несколько показателей:

  1. Социализация, соответствующая возрасту ребенка (умение общаться, идти на контакт с детьми и взрослыми, находиться в обществе, знать правила поведения в обществе, выполнять эти правила).
  2. Эмоциональное развитие (умение выражать разные эмоции, откликаться эмоционально на разные события, явления, в общении с людьми).
  3. Познавательная сфера, то есть развитие:

— восприятия,

— внимания,

— памяти,

— мышления,

— математических способностей,

— знаний об окружающем мире,

— речевое развитие.

Все эти функции страдают в той или иной степени у деток ЗПР, но есть еще один параметр: слабый интерес или отсутствие интереса к познавательной деятельности. Поэтому наша  задача не просто развивать детей по разным направлениям, а делать это через активизацию интереса к познанию чего-то нового.

Диагноз ЗПР ставится в дошкольном или младшем школьном возрасте. Если коррекция не приносит результата, он изменяется на более серьезный по решению ПМПК.

Задержка психического развития может быть вызвана разными причинами:

— негрубым внутриутробным поражением центральной нервной системы,

— нетяжелыми родовыми травмами,

— недоношенностью,

— близнецовостью,

— инфекционными и хроническими соматическими заболеваниями.

Также теология ЗПР связана не только с биологическими, но и с неблагоприятными социальными факторами: воспитание  в детском доме, неблагополучная семья, длительные психотравмирующие ситуации и др.

 

ИГРЫ,

способствующие развитию внимания, памяти, мышления.

ВНИМАНИЕ

            Внимание есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность, способность отмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные признаки. Внимание – одно из основных условий для успешного усвоения ребенком знаний, умений и установления контакта со взрослым. Если внимание отсутствует, ребенок не может научиться ни подражать действиям взрослого, ни действовать по образцу, ни выполнять словесную инструкцию. Развитие внимания тесно переплетается с развитием запоминания.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ зрительного внимания.

1.ДОМИНО

2.НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТА:

— предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

3.ИСКЛЮЧЕНИЕ ЛИШНЕГО:

— предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

4.НАЙДИ ОТЛИЧИЯ:

— предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти эти отличия.

5.ВЫКЛАДЫВАНИЕ УЗОРА ИЗ МОЗАИКИ ИЛИ ИЗ ПАЛОЧЕК (ПУГОВИЦ, КОСТОЧЕК, СЕМЯН):

— выкладывание по образцу буквы, цифры, узора, силуэта и т.д.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ слухового внимания:

1.ЧТО ЗВУЧАЛО?

— ребенку демонстрируется звучание разных предметов (звучащих игрушек, музыкальных инструментов). Затем эти предметы звучат за ширмой, а ребенок называет, что звучит.

2.ПОСЛУШАЙ И ВОСПРОИЗВЕДИ:

— ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары ладоней (хлопки, палочкой по столу, топот ногами и др.)

3.ЧЕТЫРЕ СТИХИИ:

— игроки сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» — руки вниз, «вода» — руки вытянуты вперед, «воздух» — поднять руки вверх, «огонь» — произвести вращательные движения рук в запястье и локтях. Кто ошибается, тот выходит из игры.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ моторно-двигательного внимания.

1.КТО ЛЕТАЕТ:

— взрослый произносит слова. Если он называет летающий предмет, ребенок отвечает «летает» и изображает, как летает. Если назван нелетающий предмет, то ребенок молчит и не двигается.

2.СЪЕДОБНОЕ-НЕСЪЕДОБНОЕ:               

3.УХО-НОС:

— ребенок слушает команду «ухо» и дотрагивается до уха. «Нос» — дотрагивается до носа. Взрослый сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Надо стараться не ошибиться.

4.ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ:

— ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками и ногами, в том числе запретное. Тот, кто повторил запретное движение выбывает из игры.

ПАМЯТЬ

         Память бывает зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной. У младшего дошкольника более развита непроизвольная память. К 5-7 годам преобладает механическая память. Дети запоминают материал за счет многократных повторений. В задачи обучения школьника должно входить формирование осмысленной логической памяти, которая улучшается за счет овладения различными вспомогательными средствами, приемами и способами запоминания и припоминания. Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале в различных жизненных ситуациях и регулярно.

1.ШКАФЧИКИ:

— взрослый прячет игрушку в один из коробков (склеенные 4 и более спичечных коробка) на глазах у ребенка. Затем шкафчик убирается на несколько секунд и показывается снова. Ребенка просят найти игрушку.

2.ЧТО ИСЧЕЗЛО:

— на столе раскладывают несколько предметов или картинок. Ребенок рассматривает их, затем отворачивается. Взрослый убирает один предмет. Ребенок поворачивается, смотрит, определяет и называет, что исчезло.

Также можно играть, добавляя или меняя положение предмета, определяя что изменилось.

3.ХУДОЖНИК:

— ребенок играет роль художника. Он внимательно рассматривает того, кто будет рисовать. Потом отворачивается и дает его словесный портрет. Можно использовать игрушки.

4.ЗАПОМНИ И ВОСПРОИЗВЕДИ:

— вариант 1. Ребенку называют числа, начиная с 5-6 чисел, и просят их воспроизвести. Количество чисел в ряду постоянно возрастает.

— вариант 2. Ребенку называют слова и просят их воспроизвести (от4-10 слов, не связанных по смыслу).

— вариант 3. Ребенку называют числа (слова) в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.

 

Если ребенок затрудняется запомнить слова, дайте ему цветные карандаши, пусть он нарисует названные предметы.

МЫШЛЕНИЕ

         Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ синтез, сравнение, обобщение, классификация). Мышление делится на наглядно-действенное (познание с помощью манипулирования предметами, 3-4 года), наглядно-образное (познание с помощью представлений предметов, явлений, 4-5 лет), словесно-логическое (познание с помощью понятий, слов, рассуждений, 5-7 лет).

 

1.НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ:

— Ребенку называют или показывают несколько предметов и просят назвать их одним словом. (напр., заяц, лиса, волк – дикие, лесные  животные, яблоко, груша, апельсин – фрукты, транспорт).

 

 

2.КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ:

— подбираются картинки с животными и их пищи. Ребенка просят всех накормить, подобрать нужную пищу каждому животному.

3.КЛАССИФИКАЦИЯ:

— ребенку дают набор разных картинок или предметов и просят их рассмотреть и разложить  на группы (одежда к одежде, обувь к обуви и т.д.)

4.НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО:

— перечислить ребенку несколько слов и попросить определить лишнее (напр., яблоко, слива, огурец, груша; старый, дряхлый, маленький, ветхий и т.д.).

 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ 

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ как средство развития мелкой моторики рук