Привалова Ольга Анатольевна- учитель-логопед.
Образование: высшее, окончила УрГПУ в г.Екатеринбурге в 1996г., факультет логопедии и специального образования.
с 1996г — по 2005г — учитель-логопед в СОШ №82 г.Сочи.
с 2005г.- учитель-логопед в МДОУ№76 г.Сочи.
ФОРМИРОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ
Важную роль в формировании звукопроизношения играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:
- Постановкой, а затем тщательной отработкой отсутствующих лили нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа,требующая определённого профессионализма, и выполняется она логопедом (или родителем после инструкций логопеда) с каждым ребёнком индивидуально.
- Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или с небольшими подгруппами.
УКАЗАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3 – 5 минут несколько раз в день:
а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий;
б) с родителями дома.
- Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
- Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
- Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
- Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счёт вновь отобранных с логопедом упражнений.
- Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
- Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт, под музыку, с хлопками и т.д.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- I. Упражнения для челюстей:
- Широко раскрыть рот и подержать его раскрытым 10 – 15 сек.
- Жевательные движения в медленном темпе с сомкнутыми губами.
- То же в быстром темпе.
- Лёгкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
- Повторяется первое упражнение.
- II. Упражнения для губ:
- «Улыбка» — растягивание сомкнутых губ (зубы при этом сомкнуты).
- «Заборчик» – растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, хорошо видны верхние и нижние резцы.
- «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ вперёд (зубы сомкнуты).
- «Улыбка» — «Трубочка» (попеременное выполнение).
- Вращательные движения губами.
- Отставление нижней губы от зубов и дёсен.
- Втягивание нижней губы внутрь рта.
III. Упражнения для языка:
(выполняются с широко раскрытым ртом и при неподвижной нижней челюсти)
- «Болтушка» – движения языком вперёд – назад.
- «Часики» – движения языком вправо – влево.
- «Качели» – движения языком вверх – вниз:
а) к верхней – нижней губе;
б) к верхним – нижним зубам;
в) к верхним – нижним альвеолам.
- Круговые движения языком:
а) по губам;
б) по зубам в преддверии рта;
в) за зубами.
- «Лошадка» – щёлкание языком.
- «Лопатка» – широкий, расслабленный язык высунуть, положить на нижнюю губу, подержать 10 – 15 сек. (при напряжении похлопать по языку шпателем или пошлёпать губами).
- «Иголочка» – узкий напряжённый язык высунуть далеко вперёд и удерживать 10 – 15 сек. (для сокращения языка дотронуться до кончика шпателем).
- «Лопатка» – «Иголочка» (попеременное выполнение).
- «Желобок» – высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх.
- «Чашечка» – широкий язык поднять кверху:
а) к верхней губе;
б) к верхним зубам;
в) к верхним альвеолам.
- «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается
к твёрдому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, кончик языка – к верхним альвеолам.