Советы логопеда Приваловой О.А.

    

 Привалова Ольга Анатольевна-   учитель-логопед.

   Образование: высшее, окончила УрГПУ в г.Екатеринбурге в 1996г., факультет логопедии и специального образования.

с 1996г — по 2005г — учитель-логопед в СОШ №82  г.Сочи.

с 2005г.- учитель-логопед в МДОУ№76 г.Сочи.

 

                   ФОРМИРОВАНИЕ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ   МОТОРИКИ

         Важную  роль  в  формировании  звукопроизношения  играет  чёткая, точная, координированная  работа  артикуляционных органов, способность  их  к  быстрому  и  плавному  переключению  с  одного  движения  на  другое, а  также  к  удержанию заданной  артикуляционной  позы.

Поэтому  первостепенное  значение  имеют  устранение  нарушений  в  работе  артикуляционного  аппарата, подготовка  его к  постановке  звуков.

Выработка  правильных, полноценных  артикуляционных  движений, объединение  простых  движений  в  сложные артикуляционные  уклады  различных  фонем  достигаются  двумя  путями:

  1. Постановкой, а затем  тщательной  отработкой  отсутствующих  лили  нарушенных  артикуляционных  движений. Это длительная, кропотливая, сложная  работа,требующая  определённого  профессионализма, и  выполняется  она  логопедом (или  родителем  после  инструкций  логопеда)  с  каждым  ребёнком  индивидуально.
  2. Систематической артикуляционной  гимнастикой, представляющей  собой  комплекс  правильно  выполняемых  детьми, отработанных  с  логопедом  артикуляционных  упражнений. Основным  назначением  артикуляционной  гимнастики  является развитие, укрепление  и совершенствование  артикуляционной  моторики

Выполняется  артикуляционная  гимнастика  как  индивидуально, так  и  коллективно  со  всей  группой  или  с небольшими  подгруппами.

 

УКАЗАНИЯ  К  ПРОВЕДЕНИЮ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

  1. Артикуляционная гимнастика  проводится  ежедневно  по  3 – 5  минут  несколько  раз  в  день:

а)  в  детском  саду  с  логопедом  во  время  индивидуальных  занятий;

б)  с  родителями  дома.

  1. Выполняется артикуляционная  гимнастика  стоя  или  сидя  перед  зеркалом  с  обязательным  соблюдением  правильной осанки.
  2. Необходимо добиваться  чёткого, точного, плавного  выполнения  движений.
  3. Вначале артикуляционные  движения  выполняются  медленно, неторопливо, но  постепенно, по  мере  овладения  ими, темп  артикуляционной  гимнастики  увеличивается.
  4. Комплекс артикуляционной  гимнастики  неуклонно  усложняется и расширяется  за  счёт  вновь  отобранных  с  логопедом упражнений.
  5. Каждое упражнение  выполняется  от  5  до  20  раз.  Количество  повторений  возрастает  по  мере  совершенствования артикуляционной  моторики  параллельно  с  увеличением  темпа  движений.
  6. Возможно и  желательно  выполнение  артикуляционной  гимнастики  под  счёт, под  музыку, с  хлопками  и  т.д.

ПРИМЕРНЫЙ  КОМПЛЕКС  УПРАЖНЕНИЙ  ДЛЯ  АРТИКУЛЯЦИОННОЙ  ГИМНАСТИКИ

  1. I. Упражнения для  челюстей:
  2. Широко раскрыть  рот  и  подержать  его  раскрытым  10 – 15  сек.
  3. Жевательные движения  в  медленном  темпе  с  сомкнутыми  губами.
  4. То же  в  быстром  темпе.
  5. Лёгкое постукивание  зубами – губы  разомкнуты.
  6. Повторяется первое  упражнение.
  1. II. Упражнения для  губ:
  2. «Улыбка» — растягивание сомкнутых  губ (зубы  при  этом  сомкнуты).
  3. «Заборчик» – растягивание разомкнутых  губ, зубы  при  этом  сомкнуты, хорошо  видны  верхние  и  нижние резцы.
  4. «Трубочка» («Хоботок») – вытягивание губ  вперёд (зубы  сомкнуты).
  5. «Улыбка» — «Трубочка» (попеременное  выполнение).
  6. Вращательные движения  губами.
  7. Отставление нижней  губы  от  зубов  и  дёсен.
  8. Втягивание нижней  губы  внутрь  рта.

III.   Упражнения  для  языка:

(выполняются  с  широко  раскрытым  ртом  и  при  неподвижной   нижней  челюсти)

  1. «Болтушка» – движения языком  вперёд – назад.
  2. «Часики» – движения языком  вправо – влево.
  3. «Качели» – движения языком  вверх – вниз:

а)  к  верхней – нижней  губе;

б)  к  верхним – нижним  зубам;

в) к  верхним – нижним  альвеолам.

  1. Круговые движения  языком:

а)  по  губам;

б)  по  зубам  в  преддверии  рта;

в)  за  зубами.

  1. «Лошадка» – щёлкание языком.
  2. «Лопатка» – широкий, расслабленный язык  высунуть, положить  на  нижнюю  губу, подержать  10 – 15  сек.  (при напряжении  похлопать  по  языку  шпателем  или  пошлёпать  губами).
  3. «Иголочка» – узкий напряжённый  язык  высунуть  далеко  вперёд  и  удерживать  10 – 15  сек. (для  сокращения языка  дотронуться  до  кончика  шпателем).
  4. «Лопатка» – «Иголочка» (попеременное  выполнение).
  5. «Желобок» – высунуть широкий  язык, боковые  края  языка  загнуть  вверх.
  6. «Чашечка» – широкий  язык  поднять  кверху:

а)  к  верхней  губе;

б)  к  верхним  зубам;

в)  к  верхним  альвеолам.

  1. «Грибок» – язык широкий, плоский, присасывается

к  твёрдому  нёбу, боковые  края  языка прижаты  к  верхним  коренным  зубам, кончик  языка – к  верхним  альвеолам.